Сергей МЕЛЬНИК, 11-й класс, Мичуринский
лицей, г. Мичуринск, Тамбовская обл. Научные руководители:
А.В. КАПЛИНА, врач-офтальмолог, Н.Н. МАКЕРОВА, преподаватель
биологии МЛ
Влияние недостатка освещения на развитие
близорукости
Введение
1. Значение органа зрения
Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю
зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему
человека из внешнего мира. Специфическим раздражителем для
зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка,
зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является
свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза
фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные
ощущения. Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком
расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном
воздействии такой нагрузки происходит нарушение зрения – возникает
близорукость.
2. Сущность близорукости
Близорукость имеет научное название миопия
(от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это
название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться
при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания –
уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению
глубины резкости изображения на сетчатке. Близорукость бывает
истинной и ложной. Истинная близорукость связана с
увеличением передне-заднего размера глазного яблока, так что
световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого
видения удаленных предметов нет. Причинами развития истинной
близорукости могут быть и слабость аккомодационной мышцы (врожденная
или приобретенная), и податливость оболочек глаза к характерному
растяжению у ослабленных, часто болеющих детей, и
наследственность.
Ложная близорукость возникает в результате
спазма аккомодационной мышцы глаза при чрезмерной
нагрузке. Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения
удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и
головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в
глазах. Профилактика близорукости заключается в укреплении
здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту,
организация режима дня школьника, витаминизированное питание,
правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» –
хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, –
все это помогает сохранить здоровое зрение.
3. Значение освещения как фактора гигиены
зрения
Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер
освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при
работе может спровоцировать развитие миопии. Лучшим видом
освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно
попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его
поступлению, необходимо устраниить. Окна должны быть свободны от
всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с
цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках
перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо
систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не
допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и
занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы
они должны быть полностью раздвинуты. Во время чтения или другой
работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать
искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному.
Вреда для зрения от этого не будет. В пасмурные дни и в
осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним
общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным
освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках
должна быть не менее 40–60 Вт. Но и слепящая яркость открытых,
ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться
такими лампами не рекомендуется. Доказано, что лучшие условия для
зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый
ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет
наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы
создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а
спектр их излучения ближе к спектру дневного света.
4. Цель и задачи работы
Целью работы было изучение влияния освещения
рабочего места учащихся на остроту зрения. При этом были поставлены
следующие задачи:
– изучить освещение рабочего места учащихся
начальных классов, за каждым из которых обычно закреплено свое
постоянное место; – пронаблюдать динамику развития миопии у
учащихся начальных классов; – изучить освещение рабочего места
учащихся 5-го класса, занимающихся по кабинетной системе; –
продолжить наблюдать динамику развития миопии у учащихся, перешедших
из начальной школы в 5-й класс.
Ход работы
1. Объекты исследования
Объектами исследования были классная комната
начальной школы и ряд кабинетов, в которых занимаются
старшеклассники: № 3 – английский язык; № 6 – математика; № 7 –
русский язык; № 26 – биология; № 8 – рисование. Кабинеты по ряду
параметров отвечают гигиеническим нормам. Мебель соответствует росту
учащихся, цветовое оформление помещений создает комфортность (нет
ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение;
панели выкрашены в светло-зеленые и голубые тона). Использованы
матовые краски, что снижает отражение солнечных лучей и
возникновение бликов, оказывающих слепящее и утомляющее воздействие
на глаза. Кубатура кабинетов также отвечает санитарно-гигиеническим
требованиям.
2. Методика работы
При изучении характера освещения рабочего места
измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт
3, 5, 7 и 9-го рядов. Измерения проводили при помощи люксметра Ю
116. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ. В
течение почти 4 лет (с 1988 по 2002 г.) отмечали случаи проявления
миопии у 20 лицеистов одного класса. За это время они проучились 3
года в начальной школе и перешли в 5-й класс.
3. Результаты
Результаты измерения освещенности приведены в
таблице. (К сожалению, автор не указывает ни условий (месяц, время
суток, наличие включенных светильников), ни общего числа повторных
измерений в каждой точке. Это в значительной степени обесценивает
полученные результаты, переводя проделанную работу в разряд чисто
учебных. – Ред.)

Из этих данных видно, что освещенность
соответствует нормам ГОСТ во всех кабинетах, кроме комнаты начальных
классов. На начало 1998—1999 уч. г. в выбранном для наблюдения
первом классе никто из 20 учащихся близорукостью не страдал.
В группе риска – по наследственности – находилась Маша Т.
В конце этого учебного года у Юли Р. и Оли П. была обнаружена
ложная миопия, а у Вити К. – миопия слабой степени. В 1999–2000
уч. г. миопия проявилась у четвертого ученика в классе – Маши Т.,
входившей в группу риска. К концу 2000–2001 уч. г. ложная миопия
выявлена у Андрея П. Таким образом, за три года обучения в
начальной школе признаки близорукости были обнаружены у 5 учащихся
из 20.
На 1 февраля 2002 г., после почти 5 месяцев
обучения в 5-м классе (кабинетная система), новых случаев
близорукости в классе отмечено не было. Рецидивов ложной миопии у
Юли Р. и Оли П. не наблюдалось, а миопия у Вити К. и Маши Т. не
прогрессировала.
Заключение
Исходя из полученных результатов и учитывая
примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах (Мичуринский
лицей – школа полного дня, т.е. дети находятся в школе с 7.30 до
18.30), мы решили, что близорукость самым тесным образом связана с
освещенностью в кабинетах. Для профилактики близорукости в
сложившихся условиях можно рекомендовать:
– улучшить освещение в кабинете начальных
классов; – в начальной школе менять расположение рабочего места
каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели; – как можно чаще
проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления
глаз; – обязательно повесить люминесцентную лампу у доски; –
использовать матовые доски темного цвета и качественный мел; –
использовать качественную писчую бумагу и чернила; – на переменах
и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см.
Приложение).
Приложение
Гимнастика для глаз
Методика профессора Э.С. Аветисова
На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую
красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и
поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно
(расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по
7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение
учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают
упражнения в очках.
Методика офтальмолога У.Бейтса
1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться
только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука
многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно
следят за карандашом. 2. Встать у стены большой комнаты и, не
поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего
угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний;
повторить не менее 50 раз. 3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе.
При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу
движения; 40 поворотов. 4. В течение 3 с смотреть на яркий свет,
потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз. 5.
Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить
40 раз. 6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет,
пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на
свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.
Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом
повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные
мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и
питание глаза.
Литература
Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии //
Миопия. – М., 1974. С. 3–10. Аветисов Э.С. и др. Пути
профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе
изучения ее патогенеза. – Горький, 1975.
С. 11–12. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова
А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина,
1987. Дашевский А.И. Близорукость. – Л.,
1962. Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.:
Медицина, 1970. Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология
амбулаторного врача. – М.: Медицина, 1969. Практикум по экологии.
Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС,
1996. Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф.
Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, 1978.
|