Первейший закон зрения - это движение. Глаз
видит только тогда, когда
он находится в непрерывном движении. Для
того, чтобы зарегистрировать
изображение объекта на сетчатке,
глазу достаточно всего 1/150 секунды.
Поэтому нормальный глаз осуществляет
колоссальное количество переме-
щений в единицу времени,
обеспечивая иллюзию непрерывного видения
достаточно большого объекта.
Перемещения глаза при этом
могут быть произвольными и непроизволь-
ными. Произвольные движения глаз - это
движения, осуществляемые при
перемещении взгляда с одной точки на
другую. Непроизвольные движения
глаз непрерывны, осуществляются
автоматически, имеют очень малень-
кую амплитуду и незаметны
при внешнем осмотре глаз. Если произволь-
ные перемещения осуществляются
легко и часто, то непроизвольные дви-
жения носят нормальный характер. Но если
появляется напряжение (из-за
пристального смотрения и по другим
причинам), нарушающее произволь-
ные движения, непроизвольные перемещения
глаз становятся аномальны-
ми, что еще больше увеличивает
существующее напряжение .
Чтобы нормализовать как
произвольные, так и непроизвольные переме-
щения глаз, в системе Бэйтса предлагаются
специальные упражнения.
Основанием для их использования
послужил выявленный Бэйтсом факт
положительного воздействия на зрение
сознательного подражания глазом
с плохим зрением свойству нормального
глаза непрерывно перемещаться.
Нормальный глаз имеет нормальное зрение
лишь в случае, когда он нахо-
дится в расслабленном состоянии.Такое
состояние возможно только тогда,
когда человек не прилагает усилий увидеть
объект. Нормальный глаз, ког-
да он не может разглядеть
какого-либо объекта, тут же перемещается на
другой. При этом человек с нормальным
зрением всегда может наблюдать
интересную иллюзию, заключающуюся
в том, что все рассматриваемые
объекты кажутся движущимися. Если,
например, рассматривается какая-
нибудь буква в отдалении, то она кажется
совершающей легкие движения
в различных направлениях. При ходьбе
тротуар кажется движущимся в про-
тивоположном направлении, а дома по обе
стороны улицы, особенно, если
они находятся близко, кажутся уходящими
назад. При чтении страница ка-
жется уходящей в сторону, противоположную
движению вашего взгляда.
Если мы посмотрим на
правый бок какой-либо буквы, она окажется сле-
ва от направления нашего
взгляда и, таким образом, появится иллюзия,
что она сдвинулась влево. При взгляде
на левый бок буквы она окажется
справа от направления нашего взгляда, и
появится иллюзия качка буквы
вправо.Аналогично, при взгляде на верх
буквы или на ее низ она нам пока-
жется качнувшейся, соотвественно, вниз
или вверх. Если же мы будем не-
прерывно перемещать свой взгляд,
например, с левого бока буквы на пра-
вый и обратно, то при нормальном зрении
должна появиться иллюзия рас-
качивания буквы (маятникообразное
качание).
Как и любую вещь, перемещение
взгляда можно делать правильно и не-
правильно. НЕПРАВИЛЬНЫМ
ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ взгляда
будет такое
движение глаз, которое осуществляется
в направлении ином, нежели дви-
жение головы. И наоборот, нельзя
перемещать голову в направлении отли-
чном от направления движения
глаз, если вы хотите сохранить при этом
идеальное зрение. Движение головы
должно осуществляться в том же нап-
равлении, что и движение глаз, т.е. их
движения должны быть согласован-
ными. Неправильным будет, если вы будете
поворачивать свои глаза, а го-
лову будете держать неподвижной. Другим
случаем неправильного переме-
щения взгляда является ситуация, когда
глаза остаются неподвижными, а
голова движется. Чтобы приучить себя к
правильным скоординированным
движениям глаз и головы проделайте
следующие простейшие упражнения :
УПРАЖНЕНИЕ N 1
Посмотрите
вправо, потом влево, двигая каждый раз головой.
Попытай-
тесь сделать теперь неправильный способ
перемещения глаз (без поворота
головы) и вы почувствуете, что в глазах
появилось напряжение.
УПРАЖНЕНИЕ N 2
Раскачивайте тело, голову и глаза подобно
маятнику. Глаза при этом дол-
жны быть закрыты. Отметьте, что глазные
яблоки двигаются вместе с дви-
жением головы.
УПРАЖНЕНИЕ N 3
Попытайтесь подражать походке
слона с раскачиванием. Сделайте шаг
правой ногой и качните тело, голову и
глаза вправо, и наоборот.
УПРАЖНЕНИЕ N 4
Возьмите книгу и, держа ее на расстоянии,
откуда шрифт виден лучше все-
го, читайте ее, перемещая одновременно
глаза и голову из стороны в сторо-
ну.
В
результате правильно осуществляемых
перемещений глаз появляется
иллюзия движения объектов (их
раскачивания, колебания). Если перемеще-
ния делать правильно, свидетельством чего
является такое кажущееся дви-
жение, то они окажут большую помощь в
восстановлении зрения. Такие пе-
ремещения предотвращают попытки глаз
пристально смотреть на объекты
и, таким образом, снимая напряжение
глаз, способствуют улучшению зре-
ния.
Многим
людям довольно трудно объяснить, как это могут
двигаться непо-
движные объекты. Они твердо вбили себе в
голову то, что это просто невоз-
можно. Делая упражнения на перемещение
и раскачивание, они "цепляют-
ся" за эти объекты глазами,
которые тут же начинают напрягаться. Естес-
твенно, что в этом случае объекты остаются
неподвижными.Как побочный
результат такой неправильной техники
исполнения упражнений могут поя-
виться неприятные ощущения в глазах,
головокружение, иногда чувство ле-
гкой тошноты.Таким людям и особенно людям
с плохим зрением обязате-
льно надо добиться представления, что
неподвижные объекты движутся.
Успешным в обучении этой
категории пациентов представлению движе-
ния неподвижных объектов показал метод,
предлагаемый Р.С.Агарвалом .
Поступите следующим образом.
УПРАЖНЕНИЕ N 5
Повесьте проверочную таблицу на
расстоянии около 4,5 метров от себя.
Посмотрите на какую-либо точку
одним метром правее таблицы. Тогда
она окажется слева от
рассматриваемой точки и будет сдвигаться
дальше
влево, если вы будете перемещать свой
взгляд правее. Затем посмотрите ле-
вее от проверочной таблицы.
Таблица сдвинется вправо по отношению к
рассматриваемой точке.
Чем шире будет перемещение
взгляда от одной точки к другой, тем боль-
ше будет качок (колебание) таблицы. Путем
повтора вы должены осознать,
что всякий раз, когда рассматриваемая
точка смещается вправо от прове-
рочной таблицы, таблица и все другие
объекты должны сместиться влево,
и наоборот.Когда это будет твердо усвоено,
производить иллюзию раскачи-
вания станет все легче и легче. Как
бы твердо вы ни уверовали в то, что
неподвижные объекты не могут двигаться,
вам придётся признать, что ког-
да ваш взгляд смещается в одну сторону,
таблица сдвигается в противопо-
ложную.Существование этого движения
столь бесспорно, что вскоре вы про-
сто не сможете не представлять
неподвижные объекты движущимися вся-
кий раз, когда глаза перемещаются справа
налево, слева направо или в лю-
бых других направлениях. Добиться этого
обычно удается за довольно коро-
ткое время.
Это
свойсто нормального зрения - видеть объекты
движущимися при пере-
мещении глаза, как правило, теряется при
его ухудшении.
Для восстановления нормальной
работы глаз Бэйтсом были разработаны
специальные упражнения на перемещение
и раскачивание . Они приводят-
ся ниже. При исполнении этих упражнений
вам надо будет одновременно ов-
ладеть мастерством центральной
фиксации. Поэтому до того, как вы прис-
тупите к ним, было бы хорошо
ознакомиться с методикой упражнений на
центральную фиксацию.
Центральная фиксация здесь >>>
УПРАЖНЕНИЕ N6
а)
посмотрите на какую-нибудь букву на проверочной
таблице;
б) переместитесь на другую букву на той же
строке в достаточном отдале-
нии от первой, так, чтобы она
была видна хуже;
в) вновь посмотрите на первую букву и
увидьте вторую хуже;
г) попеременно смотрите на эти буквы в
течение нескольких секунд, видя
хуже ту букву, на которую не
направлен взгляд.
Когда
удается сделать это упражнение, видение обеих
букв улучшается.
Они при этом кажутся двигающимися из
стороны в сторону (качаются) в на-
правлении, противопопложном движению
глаза.
УПРАЖНЕНИЕ N 7
а)
посмотрите на какую-нибудь большую букву;
б) посмотрите на букву поменьше на
достаточно большом расстоянии от нее.
Большая буква тогда будет
видна хуже;
в) вновь взгляните на большую букву и
увидьте ее лучше;
г) повторите 6 раз.
Когда
удается это упражнение, обе буквы улучшаются, а
проверочная таб-
лица кажется движущейся вверх-вниз.
УПРАЖНЕНИЕ N 8
Перемещение методами, описанными выше,
дает человеку возможность
видеть одну букву на строке лучше, чем
другие буквы и обычно позволяет
различать ее проблесками. Для того,
чтобы видеть эту букву непрерывно,
необходимо научиться перемещаться от ее
верха до низа и от низа буквы до
ее верха, видя хуже часть, не
рассматриваемую прямо, и создавая иллюзию
качания:
а) посмотрите вверх над буквой на
точку, достаточно удаленную от ее верх-
ней части, чтобы видеть низ
буквы или всю букву хуже;
б) посмотрите вниз от буквы на точку,
достаточно отдаленную от ее нижней
части, чтобы видеть верх
буквы или всю букву хуже;
в) повторите 6 раз.
Если это
успешно удается, буква будет казаться
раскачивающейся вверх-
вниз, а зрение улучшится. Это
перемещение потом можно сократить, пока
не удастся перемещаться между верхом и
низом буквы, сохраняя раскачива-
ние. Буква теперь будет видна постоянно.
Если этот метод не принесет успе-
ха, дайте глазам отдохнуть, сделайте
пальминг и повторите упражнение сно-
ва.
Можно
также практиковать перемещение с одного бока
буквы на точку по
ту сторону другого бока или от одного угла
буквы на точку за другим углом.
УПРАЖНЕНИЕ N 9
а)
посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с
которого она видна лу-
чше всего. При миопии это
расстояние составит сантиметров тридцать и
менее того от лица.
Перемещайтесь от верха до низа буквы до тех пор,
по-
ка не сможете попеременно
видеть каждый из них хуже, буква не покаже-
тся чернее, чем прежде, и не
появится иллюзия качания;
б) теперь закройте глаза и мысленно
перемещайтесь от верха буквы к ее ни-
зу;
в) посмотрите, открыв глаза, на чистую
пустую стену и повторите пункт б).
Сравните способность
мысленно перемещаться и осуществлять раскачи-
вание со способностью делать
то же самое зрительно в ближней точке;
г) теперь посмотрите на эту букву в
отдалении и перемещайтесь от ее верха
к ее низу. Если это удается,
то видение буквы улучшится и появится ил-
люpия качания.
УПРАЖНЕНИЕ N 10
Некоторые люди (особенно дети) могут
видеть лучше тогда, когда кто-ни-
будь указывает на буквы. В других
случаях это наоборот, отвлекает. Если
метод указывания окажется полезным, то
рекомендуется действовать следу-
ющим образом:
а) пусть кто-нибудь поместит кончик своего
пальца на 7-10 сантиметров ни-
же буквы. Затем человеку,
восстанавливающему свое зрение, необходимо
посмотреть на эту букву и
переместиться на кончик пальца, увидев букву
хуже;
б) сократите расстояние между пальцем и
буквой сначала до 5-7 сантимет-
ров, затем до 2-5
сантиметров и, наконец, до сантиметра, поступая
каж-
дый раз так, как это
указано в пункте а).
Если это
удастся, то вы сможете переводить взгляд от верха
к низу буквы
и обратно, видя попеременно каждую из них
хуже и создавая иллюзию кача-
ния. Тогда станет возможным видеть букву
непрерывно.
УПРАЖНЕНИЕ N 11
Нередко при плохом зрении бывает так,
что в момент, когда человек смо-
трит на какую-нибудь букву, некоторые из
крупных букв на строках выше
данной или большие буквы на самом
верху таблицы Сивцева кажутся чер-
нее, чем рассматриваемая буква. Это делает
невозможным идеальное виде-
ние более мелких букв.Чтобы избавиться от
подобной эксцентрической фик-
сации, посмотрите на букву, которая видна
лучше, и переместитесь к букве
поменьше. Если это вам удастся, маленькая
буква через несколько мгнове-
ний покажется чернее, чем более крупная.
Если же после нескольких попы-
ток этого не удастся добиться, дайте
глазам отдохнуть, закрыв их и сделав
пальминг (пальминг
здесь >>>), а
затем вновь постарайтесь добиться своего.
Можно также перемещаться от
большой буквы к точке на некотором рас-
стоянии ниже маленькой буквы, п
остепенно приближаясь к ней по мере
улучшения зрения.
УПРАЖНЕНИЕ N 12
Полезным часто оказывается перемещение
от проверочной таблицы на
расстоянии 1-1,5 метров к таблице на
расстоянии 3-6 метров, так как бессоз-
нательное воспоминание буквы, увиденной в
ближней точке, помогает выя-
вить ее на расстоянии.
При выполнении этих упражнений
не пытайтесь настойчиво делать те из
них, которые не удаются в данный
момент. "Разные люди,- пишет Бэйтс,-
найдут разные методы перемещения более
или менее приемлемыми для се-
бя. Если какой-либо метод после одной-двух
попыток не приносит успеха,
его следет отбросить и надо попытаться
применить что-нибудь еще. Было
бы ошибочным продолжать применение
метода, не дающего быстрых резу-
льтатов.
Причиной неудачи в таких
случаях является напряжение, а в том, чтобы
продолжать напрягаться, нет ничего
хорошего.
Последователи Бэйтса также предложили ряд
упражнений на перемещение
и раскачивание. С некоторыми из них вы
познакомитесь ниже. А пока ото-
рвитесь на минутку от созерцания этой
странички и попытайтесь проделать
одно упражнение, которое можно
выполнять практически всюду, в любой
ситуации и в любое время. Оно очень
поможет вам в превращении упражне-
ний на перемещение и раскачивание в
подсознательную привычку.
УПРАЖНЕНИЕ N 13
Перемещайтесь сознательно с одной части
любых рассматриваемых объ-
ектов на другие и представляйте, что эти
объекты кажутся движущимися в
направлении, противоположном движению
глаз. Меняйте размер, цвет и дру-
гие параметры объектов.
Очень сильно
перемещение помогает при мысленном
представлении и кон-
центрации на представляемых объектах.
При правильной концентрации можно
довольно быстро достичь расслабле-
ния. Фактически правильная
"концентрация и расслабление - это одно и то
же". Как добиться расслабления с
помощью упражнений на перемещение?
Для этого надо
сконцентрироваться на каком-нибудь маленьком
объекте,
например, букве мелкого шрифта. А как
сконцентрироваться?
Концентрация представляет
собой постоянное перемещение своего внима-
ния (взгляда) с одной части объекта
концентрации на другую часть того же
объекта. Для того, чтобы
проиллюстрировать сказанное, мы приведем здесь
упражнение, рекомендуемое профессором
Р.С.Агарвалом .
УПРАЖНЕНИЕ N 14
Чтобы вспоминать какой-либо мелкий
объект непрерывно, например, бук-
ву "О" мелкого шрифта,
проделайте осознанно и без приложения усилия
следующее.
Представьте в уме маленькую черную точку
на правой стороне буквы "О",
так, чтобы она была чернее, чем весь
остаток буквы. Затем представьте та-
кую же точку на левой стороне буквы.
Переносите свое внимание с правой
точки на левую. Следите при этом, чтобы
всякий раз при перемещении вни-
мания с точки на точку буква "О"
казалась движущейся в противополож-
ном направлении: когда внимание
переносится на левую точку, буква дол-
жна казаться двинувшейся вправо, и
наоборот. Это движение, когда переме-
щение делается правильно, очень коротко,
меньше чем ширина буквы.
Позже вы научитесь представлять
букву "О" без сознательного перемеще-
ния и "раскачивания" этой буквы.
Однако, всякий раз, когда вы
будете обращать внимание на суть упражне-
ния, эту иллюзию можно будет отметить.
Теперь проделайте ту же вещь с
буквой на проверочной таблице. Если пе-
ремещение нормально, то вы заметите, что
букву можно рассматривать нео-
пределенно долго и что она кажется
совершающей легкое колебание.
Бэйтс
утверждает, что чем длиннее перемещение, тем
легче уловить иллю-
зию движения объектов. Однако, когда
человек может добиться иллюзии
движения с помощью более
коротких перемещений, это полезнее для его
зрения, нежели использование больших
перемещений.В соответствии с этим,
все перемещения подразделяются на
большие и малые.
К числу больших перемещений
относятся большие повороты.
Большие
повороты здесь
>>>
Они
помогают снять различные неприятные ощущения в
глазах, устрани-
ть головные боли и в трудных случаях
служат подготовительной фазой в
обучении малым перемещениям.
Малые
перемещения более многочисленны и весьма
разнообразны по сво-
ей внешней форме. Они очень полезны для
улучшения зрения.
Малые повороты (перемещения) здесь >>>
УСПЕХОВ ВАМ!

|